ПОВОЙНИК середина ХIХ века, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная
часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие
посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной
ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем.
Орнаментация
теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы.
Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется
орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части
повойника.
Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние.
P.S. Много
красивых фоток этих и других головных уборов вы найдёте в одноименных
метках: костюм, Россия, головной убор и т.д. Ссылки в конце
СОРОКА - начало ХХ века, Воронежская область
Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с
маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки"
каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения
головным убором русской женщины.
Основу
свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка -
твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими
рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого
присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на
уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют
шнуром ткань на голове.
Затылок
прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми
нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и
боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по
краям. Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек,
таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.
И,
наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку,
которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой
вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные
подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.
СОРОКА ХIХ век Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и
специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень.
Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см.
Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью.
Головной
убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной
ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и
нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по
краям очелья пришита бахрома.
Позатылень
украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в
виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три
пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и
позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.
КОКОШНИК XVIII век Тверская губерния, Оставиковский уезд. (Историко-художественный музей г.Егорьевск )
Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет
жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку.
Суконная
ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшит металлическими
нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в
рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень
богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка,
выполненная в технике "низание".
КОКОШНИК Центральная Россия XIX век (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из
бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными
растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком
является очельной часть кокошника.
Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.
КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная
часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в
виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен
золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные
КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух
клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная
часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из
ситцевой ткани.
Вышивка
лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике
"золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом
стилизованного растительного мотива.
ДЕВИЧЬЯ ГОЛОВНАЯ ПОВЯЗКА. Конец XIX начало XX века, Центральная Россия (Историко-художественный музей г.Коломна)
Конструкция головной повязки проста , представляет собой прямоугольный
шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются
экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В
основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного
цвета (цвета солнца).
В
качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с
фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла,
фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль
с бахромой.
Источник: http://sarafany.narod.ru/index.html |